8 марта в Северном Приладожье пройдет ралли “Яккима” — 4-й этап Кубка России и 2-й этап Кубка Карелии. В нынешнем сезоне эти соревнования станут последней зимней гонкой, входящей в зачет одного из двух наиболее престижных раллийных турниров страны — после финиша в Лахденпохье начнется весенняя пауза, которая продлится почти два месяца.
Кстати, опытные болельщики уже должны насторожиться. Ведь финиш в Лахденпохье — нестандартный вариант для зимней кубковой гонки в Карелии. Обычно маршрут “Яккимы” проходит в окрестностях соседней Сортавалы, регулярно заглядывая на такие спецучастки как Кааламо, Заозерный или Ляскеля. На этот же раз район проведения соревнований будет находиться заметно западнее обычного. Плюс гонка пройдет на спецучастках, которые в целом не относятся к числу популярных. И Элисенваара, и Кетроваара за последние семь лет всего по одному разу входили в программу зимнего (”Карелия” 2020 года) и летнего (прошлогодние ”Белые ночи”) ралли. Таким образом, даже опытным спортсменам придется освежить их в памяти — а многие начинающие будут осваивать эти два допа с нуля.
Кстати, напоминаем, что по случаю проведения гонки 8 марта компания ASMG — организатор и промоутер чемпионата и Кубка России — освободила от стартовых взносов на “Яккиму” экипажи, в составе которых есть женщины. Причем уже сейчас можно предсказать, какой из экипажей будет пользоваться максимальной поддержкой болельщиков. За призы на этапе Кубка Карелии с 26-ю другими экипажами будут сражаться Маргарита Квасникова и Александра Баландина — жены спортсменов, выступающих в знаменитом экипаже Изольда! Поедут они на той же Lada Kalina, которая в этом году, увы, пока еще ни разу не довезла Романа и Илью до финиша. Может, у девушек получится лучше?
Торжественная церемония старта гонки пройдет на Рыночной площади Лахденпохьи в пятницу вечером. Первый автомобиль проедет через стартовую арку в 20:00, но до этого участники соревнований поучаствуют в автограф-сессии — она начнется в 19:30. В субботу экипажи отправятся на дистанцию — 81 боевой километр, разбитый на 2 секции и 4 спецучастка. Конфигурация обеих секций — одинаковая: сначала Элисенваара (20 км), следом Кетроваара (20,53 км). Стоит обратить внимание на то, что допы сделаны достаточно длинными — к примеру, в январе этого года на карельском этапе чемпионата 6 СУ из 8-ми были короче 20 километров. Таким образом, гонка будет требовательна не только к мастерству гонщиков и слаженности экипажей, но и к выносливости, способности сохранять концентрацию.
Пожалуй, главный сюрприз гонки — выход на старт Клима Гаврилова. Действующий чемпион абсолюта пропустил два последних этапа чемпионата — но заявился на кубковую гонку. А кто больше всего жалел об отсутствии Клима на “Карелии” и “Суворове”? Владимир Васильев, выигравший обе гонки — и он тоже есть в списке участников “Яккимы”. Два петербуржца таким образом подали хороший пример, которому поспешили последовать другие сильные пилоты. В частности, Артур Мурадян, продолжающий осваивать новую Fabia RS — и Игорь Буланцев, экс-чемпион абсолюта и действующий обладатель Кубка, для которого “Яккима” будет первым стартом в этом году. Также на машинах абсолютного зачета на старт выйдут Григорий Березкин и Дмитрий Матренин, отец Александра Матренина, одного из лидеров зачета R2 в чемпионате России.
Список спортсменов на автомобилях 4000Н выглядит не менее представительно. Евгений Чикинев, выигравший два предыдущих этапа Кубка (”Золотые купола” в Ярославской области и “Прикамье” в Пермском крае) наверняка не против превратить этот дубль в хет-трик. Александру Рогозину пора прервать безвыигрышную серию, длящуюся с декабря позапрошлого года. Руслан Гожев должен быть просто супер-мотивирован после неудач на двух последних этапах чемпионата России — обидной ошибки на “Карелии” (когда гонщик из Ставропольского края шел вторым, уступая лидеру меньше 5-ти секунд) и поломки трансмиссии на “Суворове” (когда Руслан и вовсе лидировал). Александр Михайлов, похоже, рассчитывает повторно воспользоваться благосклонностью судьбы: после вылета на одном из первых допов “Суворова” петербуржец откатился на 8-е место и, казалось, потерял шансы на попадание в призы — однако после многочисленных сходов в итоге финишировал вторым!
Всего в списке добрый десяток автомобилей N4 — и среди пилотов можно встретить буквально кого угодно. К примеру, Александра Осипова, действующего вице-чемпиона России, который в этом году еще ни разу не стартовал на этапах чемпионата или Кубка — зато успел слетать на Дальний Восток и выиграть ралли Ice Master в Хабаровском крае. Или суперопытного Дмитрия Воронова, который в последние годы эпизодически выступает на разной технике — и сейчас стартует на Subaru Impreza в экипаже с Иваном Безденежных. Или Алексея Каджаева, для которого эта гонка, наоборот, будет первой на технике 4000Н после пары сезонов выступлений на Mazda MX-5. Гонщик из Екатеринбурга поведет в бой BMW 330, в правое кресло сядет его постоянный штурман Роман Капустин.
Список участников зачета 2000Н выглядит перекличкой лидеров чемпионата России в R3. Павел Щербаков, Александр Донец, Алексей Петров, Леонид Рогозин, Олег Марков… Исключением является разве что пара Александра Басманова и Ильи Акимова. Штурман из Владимира далеко не первый раз выйдет на старт в роли пилота — а вот спортсмен из Петрозаводска (которому Александр читает стенограмму на этапах чемпионата России) сядет в правое кресло первый раз. И управлять Басманов будет, как обычно в кубковых гонках, хэтчбеком Honda Civic. Дважды в этом сезоне стартовав на этапах Кубка, Александр пока ни разу не добрался до финиша — может быть, Акимов в роли штурмана поможет сломать тенденцию?
В зачете 1600Н борьбу возобновят Юрий Образцов и Антон Ющенко, год назад финишировавшие на двух первых позициях с разрывом меньше чем в 15 секунд. Из тех, кто в этом сезоне уже заканчивал этапы Кубка на подиуме — только Дмитрий Данилов, ставший третьим на “Золотых куполах”. Но за гонщиком из Владимира будет любопытно понаблюдать. До этого сезона он выступал только на этапах турнира Open Rally Cup, кубковая гонка в Ярославской области стала для него первым выездом на ралли такого уровня — а “Яккима” станет первой вылазкой на гонку за пределы Центрального региона.
В зачете 1400Н фаворитом выглядит прошлогодний победитель Константин Чухлебов, который в этом году уже записал на свой счет победу на “Золотых куполах”. Весьма любопытно, как себя проявит Ренат Габдуллин, который продолжает кубковые выступления в компании Степана Демьянчука. На недавнем ралли “Прикамье” экипаж отпраздновал первую победу в “зеркальном” варианте (обычно за рулем сидит Степан) — и наверняка не собирается останавливаться на достигнутом. Но на карельских дорогих Ренат в роли пилота пока не выступал ни разу — а нехватка опыта здесь может обернуться весьма неприятными сюрпризами…
Всего на карельском этапе Кубка России должны стартовать 42 экипажа (список частично пересекается с этапом Кубка Карелии). Кто из них войдет в число призеров — станет известно ранним вечером 8 марта.