5-7 марта 2021 года в селе Максимиха Республики Бурятии состоялся 3-ий международный фестиваль скорости “Байкальская миля”.
В этом году в связи с противоэпидемическими ограничениями фестиваль прошел в новом формате – традиционным ледовым заездам предшествовал автопробег от Москвы до Байкала. Он получил название ГрандТур «Байкальская миля».
Официальный старт пробега состоялся 20 февраля в Москве. 13 экипажей состоящих, как из уже знакомых участников прошлых лет, так и из новичков, отправились в путь от Музея Победы на Поклонной горе. Четыре команды, выехали днем раньше из Санкт-Петербурга. Для них ГрандТур «Байкальская Миля» начался у исторического здания штаб-квартиры Русского Географического общества.
Для того, чтобы принять участие в “Байкальской миле” команды преодолели более 6 тыс. км по семи разным маршрутам и выполнили специальные задания, подготовленные организаторами Байкальской мили, Министерством туризма Республики Бурятия, ВОО «Русское географическое общество», ВОД «Бессмертный полк России». Все задания публиковались в блогах участников и в дневнике ГранТура.
Вот какую статистику собрала команда Фертоинг из Санкт-Петербурга: «За время автопробега нами было пройдено 7 500 км и заправлено более 750 литров топлива. Мы проехали более 15 городов и 13 областей России. Всего мы провели в поездке 15 дней. Самый длинный̆ дневной переезд мы совершили из Питера в Москву — 828 км, а самый короткий из Новосибирска в Кемерово — 313 км. Минимальная температура воздуха за время поездки была -36,5С в Омске, а самый теплый день -12С выдался нам в Кемерово».
В столицу Бурятии Улан-Удэ команды прибыли вечером 4 марта. На следующий день на центральной площади города состоялась торжественная встреча всех команд-участников автопробега. На мероприятии присутствовали Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, министр туризма Бурятии Мария Бадмацыренова и мэр города Улан-Удэ Игорь Шутенков.
«Для нас важно, чтобы как можно больше гостей приезжало в республику, и видело красоты бурятской земли. «Байкальская миля» – это для нас не только праздник, это еще и возможность поддержать экономическую активность в Баргузинском районе и в городе Улан-Удэ. Поэтому мы всегда с удовольствием принимаем у себя организаторов и участников этого яркого и красивого проекта,» — сказал Алексей Цыденов.
Из Улан-Удэ команды направились в село Максимиха, где состоялся завершающий этап ГрандТура — фестиваль «Байкальская Миля 2021».
В этом году характерной особенностью рекордных заездов стало то, что едва ли не большинство команд приняли в них участие на той же самой технике, на которой они ехали из Москвы. Всего на лед Байкала вышли 19 транспортных средств. Среди самых неожиданных и удивительных была и заслуженная ВАЗ-2101 «копейка» команды GoGoFarFar (ее водитель Илья Чудеса преодолел весь путь через всю страну в одиночку), и лимузин Bentley команды «Независимый эксперт», багги команды СПКБ-Ф-МоторСпорт, и дом на колесах команды Trextraveler, модифицированный УАЗ команды Kuzov-Studio, а так же многочисленные экспедиционные внедорожники, как у команд MOTORCITY, Фертоинг, 3/21, MMD Team, BraapX.
В новом формате «Байкальская Миля» стала для их экипажей прекрасной возможностью узнать больше о своей стране, проверить себя и технику на выносливость и посоревноваться друг с другом в выполнении заданий от организаторов. Впрочем, без рекордов и здесь не обошлось. Команде Trextraveler удалось разогнать свой дом на колесах Bremach T-Rex X4 до 96,5 км/ч. Вот как об этом рассказывает пилот Владимир Курилов: «Кемпер, который изначально рассчитан на максимальную скорость не более 100 км/час, пролетел по льду Байкала со скоростью 96 км/ч. И если кому-то это достижение не покажется значимым, то представьте, что автодом изначально не предусмотрен для гоночных заездов и к тому же загружен вещами, которые необходимы для комфортно передвижения в дальних путешествиях».
Были и команды, которые привезли с собой на Байкал специализированную технику: Александр Юнанов Yunаn MotorTour участвовал в заездах на трицикле «Зубр Трайк» с результатом 29,6 км/ч; команда BraapX привезла с собой BRP Can-am Ryker, разогнавшись на нем до 117,8 км/ч; команда PROMOTO X MOTUL привезла специально подготовленный для ледовых заездов самый быстрый в России Indian Scout 1200 и первый в мире Snowbike на базе Indian FTR 1200 S с гусеничным комплектом Timbersled.
Очень символично, что в преддверии Международного женского дня особо отличилась Анастасия Бухинник из команды PROMOTO X MOTUL. Она поставила новый рекорд «Байкальской Мили» разогнавшись на мотоцикле Indian Scout до 197,7 км/ч, тем самым став самой быстрой в этом году в категории МОТО.
Среди автомобилистов самым быстрым стал Кирилл Дымочкин из команды MOTORCITY 12 на BMW X5 Xdrive 35i. Его результат — 192,9 км/ч. А в зачете Safety Car еще в первый день заездов победу праздновали братья Ян и Владимир Жидовецкие из Улан-Удэ. На своих спорткарах Mitsubishi Lancer они показали на EVO4 229,2 и EVO6 223,0 км/ч, соответственно. Они же стали и единственными участниками «Байкальской Мили 2021», которым удалось преодолеть отметку 200 км/ч.
Всем было интересно, как покажет себя на льду 9-ти метровый лимузин команды «Независимый эксперт». Экипаж подготовил его к заездам, убрав из салона печку-буржуйку и сняв трубу. В результате итоговое значение команды – 170,176 км/ч.
Багги команды СПКБ-Ф-МоторСпорт, которые преодолели в общей сложности от Москвы до Байкала и обратно 13 тыс. км, в ходе заездов разогнались до 150, 407 км/ч.
Единственной неприятностью в этом году стал развалившийся в ходе гонки мотор Mitsubishi Pajero команды «3/21». Экипаж выложил в свой блог фотографию пробившего блок шатуна и сопроводил ее подписью: «Итог нашей «Байкальской Мили 2021»! Чтобы попасть сюда мы проехали 6800 км! И это были самые фееричные километры из всей 283000-километровой жизни этого мотора!»
Организаторами были тут же предприняты все возможные меры, чтобы убрать со льда все последствия инцидента. Ведь экологическая составляющая фестиваля имеет первостепенное значение.
Экологический патруль на протяжении всего мероприятия следил за чистотой льда. А заправлялись и обслуживались машины участников исключительно за пределами водоохранной зоны, в специально отведенных для этого местах.
На этом праздник скорости на льду Байкала завершился. К сожалению, в этом году он прошел в ограниченном формате. Но по словам министра туризма Бурятии Марии Бадмацыреновой, после снятия эпидемиологических ограничений республика будет готова принять большее количество участников и гостей.
«Фестиваль важен не только для развития автомотоспорта в России, организация такого рода мероприятий позволяет оживить зимний туристский сезон в Бурятии, привлечь внимание к красотам зимнего Байкала, а также познакомить гостей Республики с другими достопримечательностями региона,» — сказала Мария Борисовна.
А гости непременно будут. Организатор фестиваля «Байкальская миля» Сергей Мальцев говорит, что планируется ежегодное увеличение участников: «У нас и на этот год было огромное количество заявок. А на следующий мы собираемся привезти на Байкал в общей сложности 150 команд из 35 стран мира». Поддерживает его и Дмитрий Хитров: «В этом году у нас был выбор — либо совсем отменить фестиваль, либо попытаться как-то изменить его формат и двигаться дальше. Так и родилась идея ГрандТура. А традиционная полномасштабная «Байкальская миля» пройдет в 2022 году, и мы надеемся, что сделаем прекрасных праздник для всех его зрителей и участников».
Полностью итоги ГрандТура «Байкальская Миля 2021» будут подведены уже 20 марта. А награждение победителей состоится на выставке «МотоВесна 2021», которая пройдет в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне с 3 апреля.
Организаторами мероприятия выступают ООО «Энтузиасты скорости» при участии Министерства туризма Республики Бурятия.
Партнёры – ВОО «Русское географическое общество», ООД «Бессмертный полк России» и Музей Победы на Поклонной горе.
Поддержка мероприятия – компания Газпром СПГ технологии, которая занимается, в том числе, разработкой альтернативных, экологичных видов топлива, что отвечает одной из задач «Байкальской мили», продвигающей ценности природоохраны. Также содействие оказали компания MOTUL, ГК ФСК, Байкальский банк ПАО «Сбербанк» России, финансовая компания J&T, Alya Star (Казахстан).