20 апреля нефть американской марки WTI впервые в мировой истории опустилась ниже нуля.
Из-за эпидемии мировое потребление топлива резко сократилось, хранилища в США оказались переполнены, и прибывшие с Ближнего Востока танкеры оказалось некуда разгружать — компании предпочли использовать суда в качестве нефтехранилищ, доплачивая за это.
И хотя уже на следующий день нефть в Америке снова подорожала до плюсовых значений, цены на заправках продолжают падать. Например, в США бензин стоит около полутора долларов за галлон, то есть примерно 30 российских рублей за литр.
В России потребление топлива тоже упало. Встречаясь с депутатами Госдумы, министр энергетики Александр Новак оценил падение продаж бензина на 40–50%, а дизтоплива — на 30%. Авиакеросин потерял более половины спроса.
Однако оптовые цены падают совсем не западными темпами — всего на 3–4 процента с начала года. Виной тому — так называемый демпфер. Механизм, введённый правительством два года назад в ответ на резкий рост цен. До недавнего времени государство доплачивало топливным компаниям разницу в ценах внешнего и внутреннего рынка. В этом году, когда бензин за границей стал дешевле, чем в России, демпфер заработал наоборот: уже топливные компании платят в бюджет. Причём платить им придётся ещё больше, если цены на заправках в России снизятся. Министр Новак также заметил, что демпфер — хороший механизм, который не только обеспечивает стабильные цены, не растущие вслед за инфляцией, но и принесёт в российский бюджет триллион рублей при цене нефти в 20 долларов.