Сегодня 16 июля Сочи принимает победителей и всех участников третьего по счету внедорожного ралли «Шелковый путь – серия «Дакар», стартовавших семь дней назад с Красной площади в Москве. За неделю спортсмены преодолели дистанцию почти в четыре тысячи километров, из которых 2450 километров пришлись на специальные участки, от столицы России до столицы будущих Зимних Олимпийских игр. Торжественная церемония награждения состоялась на территории курортного комплекса «Гранд Отель Поляна», где во время игр 2014 года расположится горная Олимпийская деревня.
Напомним, что в этом году состав ралли оказался на редкость представительным: на старт вышли 95 экипажей в автомобильном зачете и 35 в грузовом. Уже в самом начале гонки на этапе Москва – Липецк признанный фаворит автомобильного зачета девятикратный победитель «Дакара» француз Стефан Петрансель (прототип Mini All4) из-за проблемы с подачей топлива потерял почти два с половиной часа и гонку возглавил двукратный чемпион России по ралли (2006 и 2008 гг.) Александр Желудов (Nissan Frontier), обойдя BMW X3 польского чемпиона Кшиштофа Холовчица. В грузовом зачете результаты оказались более предсказуемыми: экипажи команды «КАМАЗ-мастер» оккупировали три первых места, а лидером стал победитель «Шелкового пути – 2010» Эдуард Николаев. А вот один из основных претендентов на победу голландец Ханс Стейси (Iveco) из-за возгорания заднего левого колеса уступил лидирующей группе более 50 минут.
На следующий день техника подвела уже российских гонщиков: Желудов потерял почти час, а лидер грузового зачета Николаев из-за поломки компрессора выбыл из борьбы. На этом же втором этапе Липецк – Волгоград сошел с маршрута из-за поломки двигателя один из сильнейших российских автогонщиков Борис Гадасин (Proto G-Force). Инициативу захватили Холовчиц (BMW) и ветеран команды «КАМАЗ-мастер» Фирдаус Кабиров. По пути в Волгоград лидеры укрепили свои позиции. В грузовом зачете сюрприз преподнес Айрат Мардеев (сын Ильгизара Мардеева), одержав победу на этапе, тогда как Алеш Лопрайс (Tatra) допустил навигационную ошибку и отстал от лидера более чем на час. Четвертый 400-километровый кольцевой этап в окрестностях Астрахани, особенно сложный из-за жары, стал камнем преткновения для многих. Достаточно процитировать победителя этого этапа Петранселя: «Не уверен, что на «Дакаре-2011» были специальные участки, на прохождение которых нам требовалось 5 часов 56 минут!». В грузовом зачете победа на этапе досталась Лопрайсу, однако надежным лидером грузового зачета остался Кабиров. После двух особенно тяжелых этапов организаторы удовлетворили просьбу участников и сократили на 68 километров маршрут пятого специального участка, до 621 километра. И за два дня до финиша ралли лидеры, как в грузовом, так и в автомобильном зачетах (Холовчиц и Кабиров) укрепили свои позиции, записав на свой счет по второй победе на этапе ралли «Шелковый путь – 2011».
Накануне финиша в Сочи на шестом этапе, состоявшем из двух специальных участков, сюрприз в автомобильном зачете преподнес Владимир Васильев, обошедший на прототипе G-Force непобедимых Петранселя и Холовчица. Тем не менее, лидером по сумме этапов, опережая на 1 час 59 минут 28 секунд своего напарника по команде Петранселя и на 3 часа 24 минуты 33 секунды Желудова остался Холовчиц.
В грузовом зачете Айрат Мардеев записал в свой актив вторую победу на этапе. Тогда как лидер гонки Фирдаус Кабиров пришел на помощь попавшему в беду экипажу Александра Мироненко, который на втором специальном участке чудом остановился на краю обрыва, причем передние колеса зависли над пропастью!
В этом зачете преимущество российских участников было очевидным, поскольку Айрат Мардеев, довел счет победам команды «КАМАЗ-мастер» до пяти на шести этапах. Казалось бы, джентельменский поступок Кабирова, в результате чего он уступил победителю этапа более 16 минут, уже никоим образом не помешает ему во второй раз выиграть ралли «Шелковый путь» (Кабиров уже становился его победителем в 2009 году), ведь он 43 минуты 19 секунд опережал Лопрайса на 1 час 21 минуту 55 секунд своего товарища по команде Андрея Каргинова. Но поздно вечером на бивуаке в Майкопе, когда уже стало ясно, что из-за резкого подъема уровня воды в русле реки Шахэ будет отменен завершающий ралли специальный участок, как гром среди ясного неба, прозвучало решение коллегии спортивных комиссаров: «За превышение скоростного режима на дорожной связке на выезде с бивуака в Ставрополе экипаж Фирдауса Кабирова получил часовой штраф». В результате пилот команды «КАМАЗ-мастер» переместился на вторую позицию по сумме этапов. А победителем ралли «Шелковый путь – 2011» в грузовом зачете стал Алеш Лопрайс. На третью ступеньку подиума поднялся молодой пилот команды «КАМАЗ-мастер» Андрей Каргинов. Последний седьмой этап ралли, проходивший в режиме дорожной связки, не внес изменений в сложившуюся иерархию и победителем ралли «Шелковый путь – 2011» в абсолютном зачете стал Кшиштоф Холовчиц (BMW), на вторую и третью ступеньки подиума поднялись соответственно Стефан Петрансель и Александр Желудов.
Красивый и одновременно сложный, по единодушному мнению участников, маршрут смогли полностью пройти 75 из 130 экипажей стартовавших в Москве.